Шримад Бхагаватам 5 песнь, часть 2
Интересные темы, в которых люди хотели бы разобраться - как устроена вселенная и есть ли жизнь на других планетах? Существует ли путь к просветлению? Какой правильный путь жизни человека? В пятой главе второй песни «Шримад-Бхагаватам» дается увлекательное и интригующее описание того, как Господь устроил вселенную. Также есть животрепещущий вопрос, почему есть неравенство в мироздании?
Итак, попробуем разобраться в вопросе почему есть неравенство? В Шримад-бхагаватам 5.26 ТЕКСТ 1 - Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: Мой господин, почему живые существа в материальном мире оказываются в разном положении? Будь добр, объясни мне это. ТЕКСТ 2 - Великий мудрец Шукадева Госвами ответил: О царь, действия, совершаемые в материальном мире, бывают трех видов - в гуне благости, в гуне страсти и в гуне невежества. Под влиянием этих трех гун находятся все люди, а потому последствия действий людей тоже бывают трех видов. Человек, действующий в гуне благости, следует заповедям религии и всегда счастлив; тот, кто действует в гуне страсти, встречает на своем пути и счастье, и страдания, а действующий под влиянием гуны невежества все время несчастен и живет подобно животному.
Из-за того что живые существа подвержены влиянию гун природы в разной степени, условия, в которых они рождаются, тоже отличаются друг от друга. Поэтому путь жизни человека у каждого разный. Вишну использует время (кала) как катализатор для активации (вьятикара) трех качеств материальной природы (гуна). Затем он использует психологию обусловленных живых существ (свабхава), для того чтобы стимулировать развитие (паринама) этих качеств. «Психология» относится к различным уникальным пристрастиям и предпочтениям различных уникальных живых существ, которые будут населять мир. Это ответ на вопрос, почему есть неравенство. Потому, что у живых существ разная свабхава – психология обусловленности гунами материальной природы. Из-за того что живые существа подвержены влиянию гун природы в разной степени, условия в которых они рождаются, тоже отличаются друг от друга. Почему есть неравенство? Потому что кто-то хочет жить в невежестве, кто - то в страсти, а кто - то в благости, поэтому существуют разные условия, для разных живых существ. Жизнь на других планетах подразумевает, что у каждого свой путь в жизни. Человек стремящейся, к совершенству выбирает путь к просветлению. У человека может быть путь в жизни наверх - возвышаться или вниз - деградировать. Путь к просветлению это путь наверх. В современное время людям предлагают быть эгоистичными и жить ради наслаждений. Но нужно понять, что культивирование материального сознания, приведет к низшим формам жизни, преданное служение Кришне и жизнь в гуне благости, к возвышению. В Бхагавад гита 14.18 говорится - Те, кто пребывает в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты; люди в гуне страсти остаются на земных планетах, а те, кто находится под влиянием низшей из гун, отвратительной гуны невежества, попадают в адские миры. Существует жизнь на других планетах вселенной. Шрила Прабхупада говорит об этом в книге «жизнь происходит из жизни»:
- Шрила Прабхупада: Даже на Солнце и Луне есть живые существа. Каково на этот счет мнение ученых?
Д-р Сингх: Они говорят, что жизни там нет.
Шрила Прабхупада: Ерунда. Там есть жизнь.
Д-р Сингх: Они говорят, что на Луне нет жизни, потому что не обнаружили ее там.
Шрила Прабхупада: Почему они верят в это? Планета Луна покрыта пылью, но даже в этой пыли могут обитать живые существа. Любая атмосфера пригодна для жизни. Любая. Поэтому в Ведах живых существ называют сарва-гатах, что означает «существующие в любых условиях». Живое существо нематериально. Несмотря на то что оно заключено в материальное тело, оно нематериально. Но когда мы говорим о разных атмосферах, то имеем в виду разные материальные условия.
Но самое главное это то, что с помощью чистого преданного служения Кришне, можно не то что, подняться в рай, можно вообще выбраться из материального мира и вернуться в духовный мир, в царство Бога.
В пятой песне, во второй части «Шримад-Бхагаватам» говорится о вселенной, область внутри оболочки вселенной называется Брахманда, или Яйцо Брахмы. Она включает в себя земной диск - плоскость, называемую Бху-мандала, которая делит Брахманду на верхнюю (небесную) часть и подземную, наполненную водой. Бху-мандала состоит из двип (островов) и варш (океанов) Чайтанья Махапрабху говорил, что: «в каждом стихе и слоге "Шримад-Бхагаватам" присутствуют несколько значений» Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 24.318. Поэтому Шримад-Бхагаватам одновременно подразумевает и сферообразную форму земли (как шара), но сферообразной ее воспринимают существа, которым доступно восприятие лишь трехмерной реальности, то есть обычные люди и животные. Также Шукадева Госвами, описывает дельфина - это Млечный Путь. Он дает подробные объяснения формы и атрибутов Млечного Пути. Это подробное описание устройства вселенной. «У этой формы шишумары голова обращена вниз, а тело свернуто… Таким образом, ее тело уравновешено, потому что по бокам находится равное количество звезд. На спине шишумары находится группа звезд, известная как Аджавити, а на ее животе - Ганга, текущая по небу». Шримад-Бхагаватам 5.23.5
Когда мы изучаем эти утверждения, сделанные в «Шримад-Бхагаватам» о Млечном Пути, мы видим, что «Шримад-Бхагаватам» вникает в мельчайшие детали. «Шримад-Бхагаватам» способен дать эти обширные представления о космосе, потому что знание, которое он распространяет, основано не на предположениях, а на цепи ученических духовных учителей, источником которых является Сам Кришна, Верховная Личность Бога, создатель мироздания, материальных и духовных миров. Таким образом, мы получаем совершенное знание об устройстве вселенной. Напротив, знания накопленные современными учеными, ограничены несовершенными чувствами и имеют свойство изменяться от поколения к поколению. В конце этой главы Шукадева Госвами, наконец подводит итог своему исследованию Млечного Пути следующим образом. «Тело Верховного Господа, Вишну, образующее Шишумара - чакру, является местом упокоения всех полубогов, всех звезд и планет. Тот, кто повторяет эту мантру для поклонения Верховной Личности три раза в день - утром, в полдень и вечером - обязательно освободится от всех последствий своих грехов. Если человек просто предлагает свои поклоны этой форме или вспоминает эту форму три раза в день, все его недавние греховные действия будут уничтожены».
Шримад-Бхагаватам в стихе 5.23.9 Шукадева Госвами подтверждает, что эта Шишумара - не что иное, как форма Верховной Личности Бога. Он объясняет, что все полубоги, звезды и планеты покоятся на этой форме. Это также подтверждает еще один момент: в конечном счете, все в этом материальном мире основано на Господе Кришне.
Глубоко погружаясь в науку о вселенной, представленную в «Шримад-Бхагаватам», нельзя не восхищаться ее важностью и актуальностью в наше время. Из Шримад Бхагаватам мы можем узнать - устройство вселенной, все о жизни на других планетах, каков путь к просветлению. Несмотря на то, что это так называемое «древнее» писание, оно по-прежнему имеет огромную ценность, поскольку отвечает на животрепещущие вопросы мира. Важно, что Шримад Бхагаватам описывает правильный путь жизни человека, это преданное служение Кришне.