Вступление
Автор: Nārada Muni Das Дата: 20.11.2023 Просмотров: 464 Комментарии: 0
Я приношу свои смиренные поклоны моему духовному учителю Его Святейшеству Бхакти Викаше Свами Махараджу. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Шрилой Прабхупадой. Я склоняюсь перед всеми Вайшнавами слугами Господа Кришны. Вся слава Шри Шри Гуру и Гауранге! Я приношу на огонь йаджн̃и свое время и свое внимание, так как всеми жертвоприношениями наслаждается сам Господь Вишну – Йаджн̃еш́варам̇!
Шримад-бхагаватам 10.84.35
карман̣а̄ карма-нирха̄ра
эша са̄дху-нирӯпитах̣
йач чхраддхайа̄ йаджед вишн̣ум̇
сарва-йаджн̃еш́варам̇ макхаих̣
карман̣а̄ — деятельностью; карма — последствий прошлых поступков; нирха̄рах̣ — преодоление; эшах̣ — это; са̄дху — точно; нирӯпитах̣ — установлено; йат — что; ш́раддхайа̄ — с верой; йаджет — нужно поклоняться; вишн̣ум — Вишну; сарва — всех; йаджн̃а — жертвоприношений; ӣш́варам — Господу; макхаих̣ — ведическими огненными ритуалами.
Перевод:
[Мудрецы сказали:] Доподлинно известно, что от последствий своей кармы можно избавиться, с искренней верой совершая ведические жертвоприношения ради удовлетворения Вишну, повелителя всех жертвоприношений.
Прежде всего мы хотим предупредить читателя, что данный труд носит ознакомительный характер и вопросы кармы намного глубже и сложнее чем мы попытаемся их представить. Разобраться в причинно-следственной связи – (карме) очень сложно и если эта работа поможет хоть одному человеку достичь понимания этого вопроса, то ее можно считать успешной.
Мы хотим предостеречь человека от потери драгоценного времени, и раскрыть некоторые аспекты касающиеся кармический деятельности. Это поможет правильно использовать данный нам миг – «жизнь», чтобы потом не жалеть о напрасно потраченном времени.
Шримад-бхагаватам 1.16.9
мандасйа манда-праджн̃асйа
вайо манда̄йушаш́ ча ваи
нидрайа̄ хрийате нактам̇
дива̄ ча вйартха-кармабхих̣
мандасйа — ленивых; манда — ничтожного; праджн̃асйа — разума; вайах̣ — возраст; манда — короткой; а̄йушах̣ — продолжительности жизни; ча — и; ваи — точно; нидрайа̄ — сном; хрийате — проходят; нактам — ночь; дива̄ — день; ча — также; вйартха — впустую; кармабхих̣ — действиями.
Перевод:
Ленивые люди с ничтожным разумом, чья жизнь коротка, ночью спят, а днем занимаются деятельностью, лишенной смысла.
- Неразумные люди не знают истинной ценности человеческой формы жизни. Человеческая форма — это особый дар материальной природы, которым она иногда награждает живое существо, проходящее у нее курс повиновения строгим законам страданий. Это шанс достичь высшего блага жизни, то есть освобождения от пут повторяющихся рождений и смертей. Разумный человек бережно относится к этому ценному дару, прилагая все усилия к тому, чтобы вырваться из этих пут. Но люди, не обладающие сильным разумом, ленивы и неспособны оценить дар человеческого тела, позволяющий достичь освобождения из материального рабства. Их больше интересует так называемое развитие экономики, и они всю свою жизнь тяжко трудятся только ради удовлетворения чувств бренного тела. (комм. Ш.Б. 1.16.9)
Так как невозможно полностью описать все хитросплетения, причин и следствий нашей судьбы, (ибо это известно только Всевышнему) в этих статьях мы рассмотрим несколько тем, которые приоткроют нам природу кармы, такой, какой видят ее мудрецы и священные писания. Мы будем использовать Ведические священные тексты – Шастры: Ширмад Бхагаватам и Бхагавад гиту – как она есть, с комментариями А.Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады, а так же еще несколько подобных писаний. Садху – святых людей, высказывания которых признаны авторитетными в понимание природы абсолютной истины и Гуру – духовных лидеров, которые ведут людей к бессмертию, через океан материального существования. Опираясь на непогрешимое знание – «Шабду» и прибегая к помощи святых людей, мы постараемся раскрыть понятие – судьба или карма. В Шримад Бхагаватам есть очень интересный стих:
Шримад-бхагаватам 11.3.43
ш́рӣ-а̄вирхотра ува̄ча
карма̄карма викармети
веда-ва̄до на лаукиках̣
ведасйа чеш́вара̄тматва̄т
татра мухйанти сӯрайах̣
ш́рӣ-а̄вирхотрах̣ ува̄ча — мудрец Авирхотра сказал; карма — исполнение предписанных обязанностей; акарма — неисполнение этих обязанностей; викарма — запретная деятельность; ити — таким образом; веда-ва̄дах̣ — знание, постичь которое позволяют Веды; на — не; лаукиках̣ — мирские; ведасйа — Вед; ча — и; ӣш́вара- а̄тматва̄т — поскольку происходят от Самой Личности Бога; татра — в этом; мухйанти — заходят в тупик; сӯрайах̣ — (даже) великие мудрецы.
Перевод:
Шри Авирхотра ответил: Предписанные обязанности, уклонение от них и запрещенная деятельность — все это вопросы, в которых можно разобраться только с помощью изучения ведических писаний под надлежащим руководством. Нельзя понять эти сложнейшие предметы с помощью мирских рассуждений. Веды — это звуковое воплощение Самой Личности Бога, и потому учение Вед совершенно. Даже величайшие мудрецы неправильно понимают науку о деятельности, если пренебрегают авторитетным ведическим знанием.
В своей лекции Бхактиведанта Свами Прабхупада, прочитанной 6 октября 1969 года в Конвей-холле (Лондон, Англия) описывает, что такое священные писания – Веды:
- Веды не являются творением человеческого разума. Ведическое знание пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед — шрути. Словом шрути называют знание, которое обретают в процессе слушания. Шрути сравнивают с матерью. От матери мы узнаём об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Когда мать говорит вам: «Вот твой отец» — вам остается только согласиться с этим.
- Существует три вида доказательств: пратьякша, анумана и шабда. Пратьякша означает «эмпирическое доказательство». Эмпирические доказательства всегда имеют слабые стороны, поскольку наши чувства несовершенны. Например, мы каждый день видим солнце, и оно кажется нам маленьким диском, тогда как на самом деле оно гораздо больше многих планет. Другим видом доказательства является анумана, индуктивное знание, или гипотеза: «Предположим, что это так...» Примером такого доказательства является теория Дарвина, которая целиком основана на предположениях. Но это нельзя назвать наукой. Это всего лишь предположение, и оно также несовершенно.
- Ведическое знание называют шабда-праманой, или, по-другому, шрути. Шрути означает, что знание должно быть получено в процессе слушания. Веды учат, что если мы хотим понять трансцендентную науку, то должны слушать человека, сведущего в этом вопросе.
Итак, что же такое наша судьба или карма? Можно ли действительно ее менять, влиять на нее каким-то образом, и если можно, то как? В этой серии статей мы попытаемся рассмотреть следующие темы:
1) Карма – Что это? (причины и следствия)
2) Виды деятельности и этапы созревания (проявления) плодов кармы
3) Карма-пхала (плоды кармы: папа и пунья)
4) Карма-камья (деятельность ради наслаждения ее плодами)
5) Карма-нирха̄рах̣ (уничтожение кармы силой преданного служения или бхакти йога)