1. Карма – Что это? (причина и следствие)
Автор: Nārada Muni Das Дата: 21.11.2023 Просмотров: 479 Комментарии: 0
Что такое карма?
Каждому человеку дан разум, он дан, чтобы задавать вопросы, и самые важные вопросы в нашей жизни это: КТО Я ТАКОЙ? ЧТО ЭТО ЗА МЕСТО? КАКОВО МОЕ ПОЛОЖЕНИЕ? ПОЧЕМУ Я СТРАДАЮ? МОЖНО ЛИ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАДАНИЙ? КАК ОБРЕСТИ ОСВОБОЖДЕНИЕ?
Чтобы понять – что такое карма, нужно в первую очередь понять своё положение в этом мире. Мы являемся обусловленными живыми существами. Что это значит – обусловленными? Шрила Прабхупада объясняет это блестящим образом:
- Обусловленная душа — это тот, кто принимает иллюзию за действительность. Обусловленность означает, что из-за несовершенных желаний, вечная душа ставит свое удовлетворение в зависимость от материальных условий. (ПШП Чатурбхуджу, 9 мая 1973)
Это значит, что наши действия, наша жизнь и наша судьба зависит от определенных условий, которые продиктованы свыше. Приведём несколько примеров: Наши глаза обусловлены «светом» т.е. без источника света мы не можем видеть, в кромешной тьме наши глаза бесполезны. Наше дыхание обусловлено наличием «воздуха», например под водой мы дышать не можем. Мы не можем чувствовать «вкус» на расстоянии, для этого нам необходимо прикоснуться к чему-то своим языком, и при этом он должен быть смочен водой. Когда нам холодно мы хотим одеться теплее, потому что такие условия вызывают у нас дискомфорт.
Более того мы даже не можем сказать, как в нашем теле происходят процессы жизнедеятельности. Мы не можем сказать как растут волосы и ногти на нашем теле, а тем более управлять этими процессами. Если у нас по какой-то причине перестанет работать одна из частей тела, мы не сможем вернуть ее к прежнему состоянию лишь только опираясь на собственное желание. Мы даже излечиться от простуды не можем – просто пожелав этого. Еще один аспект от которого мы зависим – это «время». Не зря говорят: время лечит, время ставит все на свои места, время забирает и т.д., мы не можем управлять временем и нам приходиться подчиниться – проведению. Так много условий окружают нас, и одним из таких условий является – наша карма.
Итак, мы зависим от определенных условий в которых нам позволяют существовать. С другой стороны если бы не было этих условий, мы могли бы наблюдать следующее: любой человек, просто пожелав, становился бы богатым, красивым, знаменитым и бессмертным – ведь этого желают все. Но такого не происходит в реальной жизни. Мы не можем просто так переступать через законы вселенной. И причиной этого является наша карма. Таким образом кармой называют: закон причинно-следственных связей, направленный на реализацию наших желаний, и воздаяние последствий – за совершенные в прошлом хорошие и плохие поступки. При этом в процессе кармический деятельности мы создаем наши будущие материальные тела – различных форм. Господь Кришна в Бхагавад гите 8.3 говорит:
Бг. 8.3
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
акшарам̇ брахма парамам̇
свабха̄во ’дхйа̄тмам учйате
бхӯта-бха̄водбхава-каро
висаргах̣ карма-сам̇джн̃итах̣
Перевод:
Верховный Господь сказал: Брахманом называют нетленное, трансцендентное живое существо, а индивидуальное «я» (адхьятма) — это его вечная природа. Кармой, или деятельностью, приносящей последствия, называют деятельность, в процессе которой живые существа создают свои будущие материальные тела.
Слуги Господа Ямараджи так описывают кармическую деятельность:
Шримад-бхагаватам 6.1.54
лабдхва̄ нимиттам авйактам̇
вйакта̄вйактам̇ бхаватй ута
йатха̄-йони йатха̄-бӣджам̇
свабха̄вена балӣйаса̄
Перевод
Кармическая деятельность живого существа, будь то греховная или благочестивая, служит скрытой причиной исполнения его желаний. Она же — причина его рождения в разнообразных телах. Влекомое неодолимыми стремлениями, живое существо рождается в определенной семье и становится внешне похожим на отца или на мать. Таким образом, грубое и тонкое тело живого существа создается согласно его стремлениям.
- Причина
Этот вечный вопрос о причинах попадания души в материальный мир вызывает множество споров и противоречий. Так некоторые из Ачарьев говорят, что джива – душа, упала в материальны мир из своего положения пограничной энергии татастха шакти, а другие, что джива никогда не падает в материальный мир. Оба эти утверждения – верны, в них нет противоречий, и чуть позже мы объясним почему. С одной стороны нет необходимости углубляться в данный вопрос, так как, когда вас укусила змея, зачем выяснять: от куда она выползла, какие у нее были зубы, какого цвета был ее яд и т.д. Пока вы будете это делать вы просто умрете. Поэтому нужно быстрей найти способ обезвредить этот яд, и спасти собственную жизнь. С другой стороны, не ответив на этот вопрос, тема кармы у многих людей может вызывать недопонимание, так как не известна причина ее начала – так устроен материальный ум. В любом случае мы не будем сильно погружаться в данную тему, но постараемся кратко и емко представить ее понимание.
- Иногда торговцы, чтобы запастись редкими товарами, которые можно с прибылью продать в городе, отправляются в лес, невзирая на то что путешествие по лесу сопряжено со многими опасностями. Подобно этому, когда душа, желая наслаждаться материальной жизнью, отказывается служить Кришне, Он позволяет ей отправиться в полный опасностей материальный мир. Кр̣шн̣а-бахирмукха хан̃а̄ бхога ва̄н̃чха̄ каре (Према-виварта). Вот причина падения чистой души в материальный мир. (Ш.Б. 5.14 вступление)
Шастры и Ачарьи дают нам три причины попадания дживы в материальный мир: 1) Свобода выбора, 2) Случайность, 3) воля Самого Кришны. На первый взгляд может показаться, что эти три причины полностью противоречат друг другу, но это не так, и на самом деле все три – являются верными одновременно. Но так же есть утверждение, что душа никогда не падала из духовного мира. Давайте попробуем разобраться, как такое возможно.
В следующих статьях мы будем рассматривать каждую причину подробнее.