You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

NamaRuci

1.1 Карма – Что это? (причина и следствие)

Автор: Nārada Muni Das Дата: 21.11.2023 Просмотров: 148 Комментарии: 0

Свобода выбора - 1.1 (причина)

В этой части мы рассмотрим свободу выбора души, как одну из причин попадания в мир материи. Находясь в пограничном пространстве татастхареке вираджа, джива может совершать выбор. В Чайтанья Чаритамрите, Шрила Прабхупада описывает реку вираджа или пограничную территорию между духовным и материальным мирами:

  • Вираджа — это река, отделяющая материальный мир от духовного. На противоположном берегу Вираджи находится сияние Брахмалоки и бесчисленные планеты Вайкунтхи, а на этом берегу располагается материальный мир. Это значит, что наш берег реки Вираджи составляют материальные планеты, плавающие в Причинном океане. Название Вираджа указывает на промежуточное положение между материальным и духовным миром, однако сама река Вираджа неподвластна материальной энергии. Иначе говоря, на нее не распространяется влияние трех гун. (комм. Ч.Ч. Мадхйа 15.172)

Бесчисленное количество душ находятся в этом пограничном пространстве. Веды сравнивают такое положение души с рыбой плывущей по реке. И, так как у рыбы два глаза расположены по обе стороны ее головы, она может видеть сразу два берега: духовный и материальный. Таким образом джива может сделать выбор. В «Брихад-араньяка-упанишаде» (4.3.18) описывается пограничная природа дживы, там говорится:
тад йатха маха-матсйа убхе куле ’нусанчарати
пурван чапаран чайвам эвайам пуруша этав убхав антав
ану санчарати свапнантан ча буддхантан ча
Перевод:
«Большая рыба, живущая в реке, иногда направляется к восточному берегу, а иногда плывет в сторону западного; точно также джива может отправиться в мир материи или же в мир духа. Обладая свободой воли, джива выбирает или состояние бодрствования, или погружается в сон». (Джайва-дхарма, стр. 272-273)



Шрила Бхактивинода Тхакур в своей книге «Даша-Мулла-Таттва» описывает причину попадания живого существа в водоворот кармических последствий. Веды еще называют это состояние: анусам̇ср̣тим  почти вечное вращение в круговороте перерождений.

  • Дживы, никем не принуждаемые, сознательно выбирают майю, царство которой располагается в прямо противоположной стороне. Под воздействием ее чар у них развивается привязанность к материальному миру. И поэтому Маха-Вишну, господин Майя-Деви, возлежащий на водах Причинного океана, помещает таких живых существ в царство материи. Таков результат их пренебрежения служением Господу и влечения к материальным объектам. Как только они входят в обитель майи, она тут же покрывает их авидъей, энергией невежества. Далее живых существ, введенных в заблуждение невежеством, материальные привязанности стаскивают еще глубже в водоворот кармических последствий. Вот почему таких джив сравнивают с птицами, пытающимися наслаждаться плодами древа кармы. Шрила Бхактивинода Тхакур «Даша-Мулла-Таттва»

Горя желанием наслаждаться, так же как это делает Сам Господь, и пытаясь подражать Ему в этом, душа выбирает господство над материальной энергией, хотя это не является ее естественным положением.



Шрила Прабхупада пишет:

  • «Поскольку и Господь, и живое существо обладают качествами вечной души, они хотят наслаждаться жизнью, не испытывая беспокойств, но, когда частица Верховной Личности Бога по недоразумению развивает в себе желание наслаждаться независимо от Кришны, она попадает в материальный мир, где начинает свой жизненный путь в качестве Брахмы и постепенно скатывается на уровень муравья или навозного червя.» (комм. Ш.Б. 9.24.58)

Таким образом мы можем видеть, что у души всегда есть выбор и она вольна выбирать под каким началом ей существовать. Мы будем говорить об этом еще в следующих статьях. 

Теги: душа, карма, бог, выбор, судьба

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий