You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

NamaRuci

1.5 Карма – Что это? (причина и следствие)

Автор: Nārada Muni Das Дата: 23.11.2023 Просмотров: 557 Комментарии: 0

Следствие 1.5

В предыдущих статьях мы попытались описать причины попадания души в круговорот кармических последствий. Как только душа попадает в мир материи и начинает наслаждать свои чувства, независимо от Господа, тут же приходит ответственность за совершенные душой действия в виде кармы (закона причин и следствий). Далее давайте попробуем разобраться, что такое карма и ее последствия. Мы сказали, что есть несколько причин попадания души в материальный мир, теперь, чтобы понять, что такое карма нам нужно сначала понять ее механизм. Если сказать кратко, то карма это связь между рождениями, и одновременно с этим, некий закон (причин и следствий – как хороших, так и плохих), находящийся под высшим контролем.


Влияние кармы можно рассматривать в определенной последовательности. Шрила Бхактивинода Тхакур описывает механизм действия кармы в своем произведении «Джайва Дхарма»:

  • Джива – это мельчайшая частица сознания. Она обладает индивидуальным эго (сознанием своего «я»), которое проявляется в категориях «ахам» (я) и «мама» (мое). Джива – наслаждающийся, размышляющий и знающий. Джива обладает вечной формой; эта форма имеет тонкую духовную природу. Подобно тому, как, считается красивым человек, части тела которого (руки, ноги, нос, глаза и т.д.) хорошо сложены и гармоничны, джива, наделенная духовным телом, состоящим из таких же частей, необычайно красива и привлекательна. Хотя внешне вечное тело дживы очень напоминает тело обычного человека, оно не имеет ничего общего с материей. Такова изначальная форма индивидуальной души, дживы. Однако, попав в плен майи, джива утрачивает память о своем атомарном духовном теле, которое покрывается двумя видами материальных тел. Одно из них называется линга-шарира (тонкое тело), другое – стхула-шарира (грубое тело). В первую очередь, в момент начала своего обусловленного существования джива «надевает на себя» тонкое тело, с которым она сможет расстаться только обретя освобождение из материального мира. Наличие тонкого тела есть неизменный (апарихарья) атрибут каждой баддха-дживы. Когда джива оставляет одно тело, чтобы получить новое, она меняет только грубое тело, но тонкое тело она не может покинуть ни при каких обстоятельствах. За время своего пребывания в материальном мире, джива меняет бесчисленное количество грубых тел (стхула-шарира), но тонкое тело (линга-шарира) остается одним и тем же. Тонкое тело осуществляет важную функцию в процессе переселения дживы из одного грубого тела в другое. Линга-шарира переносит душу и вместе с ней все семена совершенных ей поступков и все неосуществленные желания в новое грубое тело, чтобы позволить дживе в очередном рождении продолжить историю своего материального существования. Переселение души из одного тела в другое становится возможным благодаря панчагни, пяти видам огня, упомянутым в Ведах. Эти пять видов огня, такие, как погребальный огонь, огонь пищеварения и другие, описаны в Чхандогье Упанишад и в Брахма-сутре. С новым телом джива получает и новый вид обусловленности, который является результатом всех ее предыдущих действий и неисполненных желаний. В человеческом сообществе эта обусловленность определяет сословие (варну), в которой джива принимает рождение. Следуя принципам цивилизованной жизни (варнашрама-дхарма), человек совершает карму, вследствие чего, рано или поздно приходит смерть и все повторяется вновь. Пока джива стремится к плодам своих действий, ее изначальная духовная форма остается покрытой тонким и грубым материальными телами.


Попадая в водоворот кармы живое существо становится зависимым от своих прошлых желаний, и условий которые ей диктует материальная природа. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к Шримад Бхагаватам 7.13.30 следующее:

  • Верховная Личность Бога в образе Сверхдуши пребывает в сердцах всех живых существ. В «Бхагавад-гите» (15.15) Господь говорит:
сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о
маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча
«Я пребываю в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение».

Господа в образе Сверхдуши называют: упадрашт̣а̄ — наблюдатель; ануманта̄ — санкционирующий; ибо Он видит каждый наш поступок и знает все наши желания; зная наши желания, Он велит материальной природе исполнять их, или не исполнять. Господь говорит в Бхагавад гите 13.23:

  • Бг. 13.23
упадрашт̣а̄нуманта̄ ча
бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣
парама̄тмети ча̄пй укто
дехе ’смин пурушах̣ парах̣
Перевод:

Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой.

В комментарии к Бхагавад гите 15.15, Шрила Прабхупада говорит:

  • Верховный Господь в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, и именно Он побуждает каждого к деятельности. Живое существо полностью забывает свою прошлую жизнь, но благодаря указаниям Верховного Господа, свидетеля всех его поступков, оно получает возможность снова начать действовать в этой жизни, как бы продолжая делать то, что делало в прошлом. Вот почему в следующей жизни оно начинает действовать в соответствии со своей прошлой кармой. Господь дает ему необходимые для этого знание и память и позволяет забыть прошлую жизнь. Таким образом, Господь является не только вездесущим, Он также Сам находится в сердце каждого живого существа, заставляя его пожинать плоды своей прошлой деятельности. (комм. БГ. 15.15)



Далее в комментарии к Шримад Бхагаватам 7.13.30, Шрила Прабхупада продолжает тему зависимости души от санкций Верховной Личности Бога:

  • В «Бхагавад-гите» (18.61) ясно сказано:
ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇
хр̣д-деш́е ’рджуна тишт̣хати
бхра̄майан сарва-бхӯта̄ни
йантра̄рӯд̣ха̄ни ма̄йайа̄
Господь пребывает в сердцах всех живых существ и в соответствии с их желаниями дает им различные тела, подобные машинам. На этих машинах живые существа, находясь во власти материальной природы и ее гун, странствуют по всей вселенной. Стало быть, живое существо вовсе не свободно в своих действиях: оно всецело подвластно материальной природе, которая, в свою очередь, всецело подвластна Верховной Личности Бога. (комм. ШБ. 7.13.30)

Давайте рассмотрим еще несколько стихов и комментариев на эту тему из различных писаний:
тасмин брахман̣й адвитӣйе
кевале парама̄тмани
брахма-рудрау ча бхӯта̄ни
бхедена̄джн̃о ’нупаш́йати
тасмин — Его; брахман̣и — Верховный Брахман; адвитӣйе — без второго; кевале — единственный; парама-а̄тмани — Сверхдуша; брахма-рудрау — и Брахма, и Шива; ча — и; бхӯта̄ни — живые существа; бхедена — разделением; аджн̃ах̣ — тот, кто не очень сведущ; анупаш́йати — думает.
Перевод:

Господь продолжал: Тот, кто лишен истинного знания, думает, что такие полубоги, как Брахма и Шива, независимы, более того, ему может казаться, что даже обыкновенные живые существа наделены независимостью.

Находясь под влиянием ложного эго живое существо ошибочно считает себя независимым, тем самым зарабатывает новые кармические реакции, вечно вращаясь в круговороте рождения и смерти.
  • «Желание, осязание, созерцание, иллюзия, пища, вода и дождь побуждают дживу переходить из одного материального тела в другое, принимая бесчисленные формы жизни в соответствии со своей кармой»
Шветашватара-упанишада 5.9.11
  • «Джива приобретает различные грубые и тонкие формы, действуя в определённых гунах, к которым она тяготеет. Вновь и вновь покрывается она этими меняющимися формами, созданными качествами её деятельности и желаний»

Шветашватара-упанишада 5.9.12


Даже такие поступки как агъята-сукрити (неосознанная благочестивая деятельность) тоже предопределены заранее нашей кармой:

  • Понятие случайности в Ведах исчерпывающе объясняется словом агьята-сукрити. Так называют неосознанно совершенные благочестивые поступки. Но даже они предопределены заранее. (комм. ШБ. 4.21.27)
И кто-то может спросить: но как же так, тогда где же ваша хваленая свобода? На что мы ответим: свобода выбора дживы существует, но она настолько незначительна и тонка, что практически не ощутима. Мы будем разбирать этот момент в следующих статьях.

Теги: душа, карма, реинкарнация, закон, воля

Связанные товары

Связанные статьи

Комментарии

Написать комментарий