1.5 Карма – Что это? (причина и следствие)
Следствие 1.5
В предыдущих статьях мы попытались описать причины попадания души в круговорот кармических последствий. Как только душа попадает в мир материи и начинает наслаждать свои чувства, независимо от Господа, тут же приходит ответственность за совершенные душой действия в виде кармы (закона причин и следствий). Далее давайте попробуем разобраться, что такое карма и ее последствия. Мы сказали, что есть несколько причин попадания души в материальный мир, теперь, чтобы понять, что такое карма нам нужно сначала понять ее механизм. Если сказать кратко, то карма это связь между рождениями, и одновременно с этим, некий закон (причин и следствий – как хороших, так и плохих), находящийся под высшим контролем.
Влияние кармы можно рассматривать в определенной последовательности. Шрила Бхактивинода Тхакур описывает механизм действия кармы в своем произведении «Джайва Дхарма»:
- Джива – это мельчайшая частица сознания. Она обладает индивидуальным эго (сознанием своего «я»), которое проявляется в категориях «ахам» (я) и «мама» (мое). Джива – наслаждающийся, размышляющий и знающий. Джива обладает вечной формой; эта форма имеет тонкую духовную природу. Подобно тому, как, считается красивым человек, части тела которого (руки, ноги, нос, глаза и т.д.) хорошо сложены и гармоничны, джива, наделенная духовным телом, состоящим из таких же частей, необычайно красива и привлекательна. Хотя внешне вечное тело дживы очень напоминает тело обычного человека, оно не имеет ничего общего с материей. Такова изначальная форма индивидуальной души, дживы. Однако, попав в плен майи, джива утрачивает память о своем атомарном духовном теле, которое покрывается двумя видами материальных тел. Одно из них называется линга-шарира (тонкое тело), другое – стхула-шарира (грубое тело). В первую очередь, в момент начала своего обусловленного существования джива «надевает на себя» тонкое тело, с которым она сможет расстаться только обретя освобождение из материального мира. Наличие тонкого тела есть неизменный (апарихарья) атрибут каждой баддха-дживы. Когда джива оставляет одно тело, чтобы получить новое, она меняет только грубое тело, но тонкое тело она не может покинуть ни при каких обстоятельствах. За время своего пребывания в материальном мире, джива меняет бесчисленное количество грубых тел (стхула-шарира), но тонкое тело (линга-шарира) остается одним и тем же. Тонкое тело осуществляет важную функцию в процессе переселения дживы из одного грубого тела в другое. Линга-шарира переносит душу и вместе с ней все семена совершенных ей поступков и все неосуществленные желания в новое грубое тело, чтобы позволить дживе в очередном рождении продолжить историю своего материального существования. Переселение души из одного тела в другое становится возможным благодаря панчагни, пяти видам огня, упомянутым в Ведах. Эти пять видов огня, такие, как погребальный огонь, огонь пищеварения и другие, описаны в Чхандогье Упанишад и в Брахма-сутре. С новым телом джива получает и новый вид обусловленности, который является результатом всех ее предыдущих действий и неисполненных желаний. В человеческом сообществе эта обусловленность определяет сословие (варну), в которой джива принимает рождение. Следуя принципам цивилизованной жизни (варнашрама-дхарма), человек совершает карму, вследствие чего, рано или поздно приходит смерть и все повторяется вновь. Пока джива стремится к плодам своих действий, ее изначальная духовная форма остается покрытой тонким и грубым материальными телами.
Попадая в водоворот кармы живое существо становится зависимым от своих прошлых желаний, и условий которые ей диктует материальная природа. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к Шримад Бхагаватам 7.13.30 следующее:
- Верховная Личность Бога в образе Сверхдуши пребывает в сердцах всех живых существ. В «Бхагавад-гите» (15.15) Господь говорит:
сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о
маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча
«Я пребываю в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение».
Господа в образе Сверхдуши называют: упадрашт̣а̄ — наблюдатель; ануманта̄ — санкционирующий; ибо Он видит каждый наш поступок и знает все наши желания; зная наши желания, Он велит материальной природе исполнять их, или не исполнять. Господь говорит в Бхагавад гите 13.23:
- Бг. 13.23
упадрашт̣а̄нуманта̄ ча
бхарта̄ бхокта̄ махеш́варах̣
парама̄тмети ча̄пй укто
дехе ’смин пурушах̣ парах̣
Перевод:
Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой.
- Верховный Господь в образе Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, и именно Он побуждает каждого к деятельности. Живое существо полностью забывает свою прошлую жизнь, но благодаря указаниям Верховного Господа, свидетеля всех его поступков, оно получает возможность снова начать действовать в этой жизни, как бы продолжая делать то, что делало в прошлом. Вот почему в следующей жизни оно начинает действовать в соответствии со своей прошлой кармой. Господь дает ему необходимые для этого знание и память и позволяет забыть прошлую жизнь. Таким образом, Господь является не только вездесущим, Он также Сам находится в сердце каждого живого существа, заставляя его пожинать плоды своей прошлой деятельности. (комм. БГ. 15.15)
Далее в комментарии к Шримад Бхагаватам 7.13.30, Шрила Прабхупада продолжает тему зависимости души от санкций Верховной Личности Бога:
- В «Бхагавад-гите» (18.61) ясно сказано:
ӣш́варах̣ сарва-бхӯта̄на̄м̇
хр̣д-деш́е ’рджуна тишт̣хати
бхра̄майан сарва-бхӯта̄ни
йантра̄рӯд̣ха̄ни ма̄йайа̄
Господь пребывает в сердцах всех живых существ и в соответствии с их желаниями дает им различные тела, подобные машинам. На этих машинах живые существа, находясь во власти материальной природы и ее гун, странствуют по всей вселенной. Стало быть, живое существо вовсе не свободно в своих действиях: оно всецело подвластно материальной природе, которая, в свою очередь, всецело подвластна Верховной Личности Бога. (комм. ШБ. 7.13.30)Давайте рассмотрим еще несколько стихов и комментариев на эту тему из различных писаний:
тасмин брахман̣й адвитӣйе
кевале парама̄тмани
брахма-рудрау ча бхӯта̄ни
бхедена̄джн̃о ’нупаш́йати
Перевод:
Господь продолжал: Тот, кто лишен истинного знания, думает, что такие полубоги, как Брахма и Шива, независимы, более того, ему может казаться, что даже обыкновенные живые существа наделены независимостью.Находясь под влиянием ложного эго живое существо ошибочно считает себя независимым, тем самым зарабатывает новые кармические реакции, вечно вращаясь в круговороте рождения и смерти.
- «Желание, осязание, созерцание, иллюзия, пища, вода и дождь побуждают дживу переходить из одного материального тела в другое, принимая бесчисленные формы жизни в соответствии со своей кармой»
Шветашватара-упанишада 5.9.11
- «Джива приобретает различные грубые и тонкие формы, действуя в определённых гунах, к которым она тяготеет. Вновь и вновь покрывается она этими меняющимися формами, созданными качествами её деятельности и желаний»
Шветашватара-упанишада 5.9.12Даже такие поступки как агъята-сукрити (неосознанная благочестивая деятельность) тоже предопределены заранее нашей кармой:
- Понятие случайности в Ведах исчерпывающе объясняется словом агьята-сукрити. Так называют неосознанно совершенные благочестивые поступки. Но даже они предопределены заранее. (комм. ШБ. 4.21.27)
И кто-то может спросить: но как же так, тогда где же ваша хваленая свобода? На что мы ответим: свобода выбора дживы существует, но она настолько незначительна и тонка, что практически не ощутима. Мы будем разбирать этот момент в следующих статьях.