2.1 Виды деятельности и этапы созревания (проявления) плодов кармы
Автор: Nārada Muni Das Дата: 21.01.2024 Просмотров: 927 Комментарии: 0
Итак мы приступаем к обсуждению видов кармы, подразумевающие под собой различные виды деятельности. Эти виды деятельности описаны в Бхагавад гите. Там говорится о трех видах различной деятельности, которые в свою очередь приносят разные плоды. Так действуя благочестиво мы получим хорошие плоды в будущем, и наоборот если мы действуем греховно, то следует ожидать наказание за такие действия. А так же существует деятельность, которая не приносит материальных плодов, более того, помогает разрушить плоды предыдущей кармы, и такая деятельность высшего порядка – считается трансцендентной или духовной, еще такую деятельность называют Бхакти-йогой. Давайте поговорим о каждом из этих видов деятельности подробней.
- Карма;
- Викарма;
- Акарма;
Бхагавад-гита (4.17)
карман̣о хй апи боддхавйам̇
боддхавйам̇ ча викарман̣ах̣
акарман̣аш́ ча боддхавйам̇
гахана̄ карман̣о гати
карман̣ах̣ — деятельности; хи — безусловно; апи — также; боддхавйам — то, что необходимо понять; боддхавйам — то, что необходимо понять; ча — также; викарман̣ах̣ — запрещенной деятельности; акарман̣ах̣ — бездействия; ча — также; боддхавйам — то, что необходимо понять; гахана̄ — труден для понимания; карман̣ах̣ — деятельности; гатих̣ — ход.
Перевод:
Хитросплетения деятельности очень трудны для понимания. Поэтому надо хорошо знать, что такое действие, что такое запретное действие и что такое бездействие.
1. Карма – благочестивая материальная деятельность, совершаемая на основе рекомендаций Вед (священных писаний). Благодаря такой деятельности можно достичь лучшего положения и материального процветания в будущей жизни. Еще благодаря такой деятельности, возможно достичь освобождения. Такую деятельность называют деятельностью совершаемую в гуне благости. Но людей занимающихся деятельностью на основе Ведических писаний ради материальных плодов, сравнивают с детьми или не очень разумными людьми. Потому что истинная цель жизни состоит в том, чтобы – освободиться от кармической деятельности.
Шримад-бхагаватам 11.3.44
парокша-ва̄до ведо ’йам̇
ба̄ла̄на̄м ануш́а̄санам
карма-мокша̄йа карма̄н̣и
видхатте хй агадам̇ йатха̄
парокша-ва̄дах̣ — описание, в котором намеренно скрыта истинная природа описываемого предмета; ведах̣ — Веды; айам — этим; ба̄ла̄на̄м — подобным детям; ануш́а̄санам — руководство; карма- мокша̄йа — для освобождения от мирской деятельности; карма̄н̣и — мирскую деятельность; видхатте — предписывают; хи — на самом деле; агадам — лекарство; йатха̄ — подобно тому, как.
Перевод:
Незрелых людей с детским разумом прельщает мирская, кармическая деятельность, хотя истинная цель жизни — освободиться от подобной деятельности. Поэтому Веды окольными путями подводят человека к окончательному освобождению, вначале предписывая ему заниматься религиозной деятельностью, приносящей определенные плоды, подобно тому как отец, уговаривая ребенка принять лекарство, обещает ему леденец.
Результат:
- Материальное счастье;
- Райские планеты;
- Благочестие;
Повторим, кармой – называют деятельность, которая основана на священных писаниях. Такая деятельность описана в разделах священных писаний под названием – Карма-канда и Гьяна-канда. Выполняя различные виды жертвоприношений, люди – поклоняясь полубогам, совершая аскезы, изучая священные тексты – получают в награду: материальное счастье и возвышенное положение. Такая деятельность называется су-крити. Су – означает что-то хорошее, то что приносит благо, а крити – это деятельность достойная восхищения. Занимаясь такой деятельностью люди накапливают благочестие, которое становится разменной монетой взамен на наслаждения в следующих жизнях. А порой живые существа занимаясь такой кармой достигают райских планет. Получив удовольствие высшего материального порядка, душа, потратив на них весь свой запас благочестивых поступков, возвращается в свое предыдущее положение. Попадая в жесткие условия кармического мира, джива опять пытается следовать путем кармы и гьяны, чтобы вновь повторить этот круг.
В своем комментарии к стиху 8.3 Бхагавад гиты, Шрила Прабхупада пишет:
- Живое существо совершает определенные жертвоприношения, чтобы достичь той или иной райской планеты, и в конечном счете попадает туда. Когда плоды его жертвоприношений иссякают, оно с дождем возвращается на землю и принимает форму зерна; это зерно, съеденное мужчиной, превращается в семя, которое попадает в чрево женщины, и тогда живое существо снова получает тело человека, чтобы вновь совершать жертвоприношения и еще раз пройти через этот цикл. Так живое существо беспрестанно скитается в этом мире, снова и снова перенося муки рождения и смерти. (комм. Б.Г. 8.3)
Как мы видим результатом такой деятельности становится возвращение в мир рождения и смерти, чтобы в очередной раз заработать "разменную монету" – благочестивую карму, благодаря которой, живое существо будет наслаждаться плодами своей деятельности. Но нельзя забывать одну очень важную вещь, о которой мы говорили и еще будем говорить в будущем. С так называемым "счастьем" душа неизменно получает страдания, которые идут в комплекте с материальным существованием, как неотъемлемая часть этого мира.