3. Карма-пхала (плоды кармы, папа и пунья)
Автор: Nārada Muni Das Дата: 18.04.2024 Просмотров: 298 Комментарии: 0
В данном разделе мы начинаем рассматривать плоды, которые нам приносит материальная деятельность. Но для начала давайте попытаемся разобраться как совершается – действие. Это поможет нам глубже понять природу кармы.
Веды объясняют, что всегда есть стимул (знание, объект познания и познающий) побуждающий к действию. Воспринимая этот стимул человек начинает размышлять, переживать, и у него появляется какое-то желание или импульс к действию. Затем каждое действие санкционирует Антарьями – Верховный Господь в сердце, и под влиянием гун материальной природы – действие проявляется внешними усилиями физического тела, через органы чувств, органы действий и ум. В совокупности эти составляющие образуют – действия, которые проявляются в соотвествии с прарабдха-кармой конкретного живого существа. Давайте рассмотрим каждое из составляющих более подробней.
Стимул:
Бг. 18.18
джн̃а̄нам̇ джн̃ейам̇ париджн̃а̄та̄
три-видха̄ карма-чодана̄
каран̣ам̇ карма картети
три-видхах̣ карма-сан̇грахах̣
джнанам - знание; джнейам - цель познания; париджната - познающий; три-видха - (включающее) три вида; карма - к деятельности; чодана - побуждение; каранам - чувства; карма - деяния; карта - исполнитель; ити - так; три-видхах - (включающая) три вида; карма - деятельности; санграхах - совокупность.
Перевод:
Знание, объект познания и познающий - таковы три фактора, побуждающие к деятельности, а органы чувств, сами действия и их исполнитель являются ее составляющими.
- У всякой деятельности есть три стимула: знание, объект познания и познающий. Орудия деятельности, сами действия и их исполнитель являются составляющими деятельности. Любая деятельность, которой занимаются люди, состоит из этих элементов. Прежде чем человек начнет действовать, у него должен появиться стимул, который называют побуждением к деятельности. Всякое решение, принятое до начала действий, является тонкой формой деятельности. Затем уже она облекается в конкретные действия. Их предваряют процессы, происходящие в уме: человек размышляет, переживает и ощущает какое-то желание. В совокупности они составляют побуждение к деятельности. Точно такой же импульс к деятельности можно получить из священных писаний или из указаний духовного учителя. При наличии побуждения и исполнителя действий начинается само действие, осуществляемое посредством органов чувств и ума, который стоит в центре всех чувств. Все эти элементы, вместе взятые, составляют совокупную картину действия. (комм. Б.Г. 18.18)
Мы можем сделать вывод, что всякое действие имеет тонкое начало и начинается с мысли, затем уже пройдя через ум облекается физической деятельностью через чувства. Это процесс для нас, так сказать – "бесшовный", и мы не замечаем, как и откуда вообще появляются мысли, и уж тем более мы не можем знать, как эти процессы проявляются в действиях. В Бхагавад гите дается описание десяти воздушных потоков, которые отвечают за различные виды деятельности тела, вплоть до моргания глаз. Но для нас это происходит как само собой разумеющееся, "как поднять руку или выпить воды". Мы никогда не задумываемся, как это работает. Действия не происходят сами по себе, этими процессами управляют на тонком уровне. И всякое начало действий имеет – побуждение, и побуждает на это действие Параматма в сердце каждого.
Господь в сердце:
сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о
маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча
«Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходит память, знание и забвение».
Верховная Личность Бога в образе Сверхдуши руководит всеми действиями индивидуальной души, и благодаря этому индивидуальная душа всегда поступает в соответствии со своей кармой. Иными словами, Сверхдуша подсказывает индивидуальной душе, что ей необходимо делать. Таким образом, несмотря на изменения, происходящие с грубым телом, между разными жизнями индивидуальной души сохраняется преемственность. (комм. Ш.Б. 4.29.60)
И кто-то может спросить: если Господь руководит всеми действиями живых существ, тогда вора, который готовится совершить преступление направляет тоже Сам Господь?
На что мы ответим: Сам Господь не несет ответственности за совершаемые действия живых существ, так же как владелец предприятия не отвечает за действия своих рабочих. Для рабочих существуют определенные правила поведения, и если рабочие нарушают эти правила то они сами несут ответственность за совершенные ими действия. Говорится, что книги по технике безопасности были написаны – кровью. Давайте постараемся понять этот непростой процесс кармы (хотя на первый взгляд это может показаться трудным – наша жизнь не линейна, мы уже говорили об этом, и называется этот процесс – реинкарнация): можно представить себе такую ситуацию, с одной стороны есть душа, которая в прошлой жизни была ограблена и в нынешней жизни ей необходимо восстановить баланс, с другой стороны душа, которая ограбила, и карма в этом случае может свести этих существ для так сказать "взаимозачета" поменяв их местами – уже в этой жизни, и это будет справедливостью. И мы должны сказать, что это необязательно будет проявлением плохих действий и последствий, также это могут быть и хорошие действия и их последствия. Пути кармы невозможно просчитать или разгадать, мы можем только терпеть ее влияние. А вот за проявление кармических последствий в мире отвечают – три гуны материальной природы.
Три гуны материальной природы:
В Шримад Бхагаватам 11.10.31, Сам Господь Кришна объясняет Уддхаве каким образом происходит взаимодействие материальной природы и дживы:
гун̣а̄х̣ ср̣джанти карма̄н̣и
гун̣о ’нуср̣джате гун̣а̄н
джӣвас ту гун̣а-сам̇йукто
бхун̇кте карма-пхала̄нй асау
гун̣а̄х̣ — материальные органы чувств; ср̣джанти — порождают; карма̄н̣и — праведные и греховные материальные действия; гун̣ах̣ — три гуны природы; ануср̣джате — приводят в движение; гун̣а̄н — материальные органы чувств; джӣвах̣ — крошечное живое существо; ту — действительно; гун̣а — материальными чувствами или гунами природы; сам̇йуктах̣ — понуждаемое; бхун̇кте — испытывает; карма — деятельности; пхала̄ни — различные результаты; асау — вечная душа.
Перевод:
Материальные органы чувств создают праведную и греховную материальную деятельность, а гуны природы приводят эти органы чувств в движение. Живое существо, целиком находясь во власти материальных чувств и гун природы, испытывает на себе различные результаты кармической деятельности.
- Три гуны природы — благость, страсть и невежество — побуждают материальные чувства к деятельности, и живое существо, попадая под власть определенной гуны, просто становится свидетелем хороших или плохих результатов своих поступков. Слово асау, употребленное в этом стихе, указывает на то, что живое существо ошибочно считает себя исполнителем деятельности, которую на самом деле выполняет природа. (комм. Ш.Б. 11.10.31)
Склонности к действию:
на хи каш́чит кшан̣ам апи
джа̄ту тишт̣хатй акарма-кр̣т
ка̄рйате хй аваш́ах̣ карма
гун̣аих̣ сва̄бха̄викаир бала̄т
Перевод:
Ни одно живое существо не может удержаться от действий даже на мгновение. Каждый действует в соответствии со своими склонностями, которые возникают из трех гун материальной природы и заставляют живое существо поступать определенным образом.