3.4 Папа карма (Плохое проявление кармы)
Автор: Nārada Muni Das Дата: 28.05.2024 Просмотров: 328 Комментарии: 0
чан̃чалам̇ хи манах̣ кр̣шн̣а
прама̄тхи балавад др̣д̣хам
тасйа̄хам̇ ниграхам̇ манйе
ва̄йор ива су-душкарам
Перевод:
Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.
В комментарии к данному стиху Шрила Прабхупада пишет:
Ум так силен и упрям, что порой берет верх над разумом, хотя по идее должен подчиняться ему. В повседневной жизни человеку приходится преодолевать множество препятствий, и ему, безусловно, очень трудно держать ум в повиновении. Обыкновенный человек может пытаться одинаково относиться к друзьям и врагам, но в конечном счете у него ничего не получится, поскольку обуздать ум труднее, чем сдержать ураганный ветер.
Господь Кришна отвечает Арджуне следующее:
ш́рӣ-бхагава̄н ува̄ча
асам̇ш́айам̇ маха̄-ба̄хо
мано дурниграхам̇ чалам
абхйа̄сена ту каунтейа
ваира̄гйен̣а ча гр̣хйате
Перевод:
Господь Шри Кришна сказал: О могучерукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, конечно же, чрезвычайно трудно. Однако это можно сделать с помощью определенной практики и отказа от мирских удовольствий.
Шрила Прабхупада комментируя этот стих дает практику, о которой говорит Кришна:
Люди нынешнего века не могут следовать всем правилам йоги: жить в святом месте, сосредоточенно думать о Сверхдуше, управлять своим умом и чувствами, хранить безбрачие, оставаться в уединении и т. д. Но любой, кто избрал путь сознания Кришны, может заниматься преданным служением Господу, состоящим из девяти видов деятельности. Первый и самый главный из них — слушание повествований о Кришне. Это очень могущественный вид духовной практики, позволяющий полностью очистить ум.
В Ману-самхите главе 12, текст 10 также говорится:
Тот, кто обуздал свой ум, речь и тело, держа их под полным контролем, именуется триданди, победившим ум, чувства и тело.
Тут, мы бы хотели обратить внимание читателя на очень важный момент, именно ум является причиной нашего рабства, и именно он становится опорой для нашего освобождения.
Именно ум является корнем вожделения, гнева, гордости, жадности, скорби, иллюзии и страха — оков, что удерживают душу в рабстве кармической деятельности. Так разве станет мудрый человек доверять уму? (Ш.Б. 5.6.5)
Невозможно описать в такой небольшой статье все последствия от греховной деятельности, мы затронули лишь некоторые из них. Давайте теперь подведем некий итог к данному разделу:
Совершая греховные действия мы получаем – наказания, приходящие к нам через систему контроля: адхибхуты, адхьятмы и адхидайвы. Причиной этого становятся наши чувства. Блуждающие в пространстве они привлекаются материальными объектами – привязываясь к ним. Мы думаем, что эти объекты принадлежат нам, и начинаем использовать их для удовлетворения собственных чувств, получая за это реакции в виде – кармы. Управляет чувствами ум, он так же считается – главным чувством. Таким образом причиной страданий или, так называемого "материального счастья" – является наш ум. Можно отметить, что лучший способ держать ум в повиновении – это постоянно занимать его деятельностью в сознании Кришны (са ваи манах̣ кр̣шн̣а-пада̄равиндайох̣). И самое лучшее средство для контроля ума в эту эпоху век Кали-юги, это – мантра. Слово «мантра» состоит из двух слов: манас – ум и трайате – то, что очищает. В этот век вражды и раздоров, Господь Чайтанья Махапрабху дал метод воспевания Святого Имени Господа Хари – Маха-мантру:
Харе Кришна Харе Кришна / Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама / Рама Рама Харе Харе.
И мы обязательно рассмотрим этот метод подробней в заключительных статьях по данной теме. А пока давайте продолжим.
Никто не хочет испытывать страдания, все хотят постоянно радоваться и наслаждаться, однако природа этого мира не позволит нам этого сделать. Это факт с которым нельзя не согласиться. Но справедливости ради стоит сказать, что в этом мире мы обречены на – «счастье», и в следующей статье мы рассмотрим данный феномен.